ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
В политической науке центральное место занимает понятие «власть». Весьма актуальным для исследований политологических отношений становится рассмотрение самого феномена власти, её генезиса, определение этого сложного социального явления. Вообще, тема власти актуальна в любой науке, так или иначе связанной с обществом. Власть существует везде, где есть устойчивые объединения людей, где требуется управление социальными отношениями.
Данная проблематика исследуется в рамках многих научных направлений, которые рассматривают те или иные аспекты феномена власти, расставляя различные акценты на тех или иных её проявлениях. Многообразие аспектов власти предполагает формирование и развитие единой науки о власти - кратологии и её отдельных отраслей, рассматривающих конкретные проявления власти \ С теоретико-методологических позиций появление подобной области исследования объективно необходимо и оправдано. В широком смысле, объектом кратологии является - власть, государственная, экономическая, политическая и другие ее проявления в различных сферах социальной жизни.
Первые проявления власти, вероятно, можно отнести к первобытнообщинному устройству жизнедеятельности людей. Представляется, что именно на этом этапе появилась не только власть, как определённый механизм общения между людьми, регуляции и организации взаимодействия людей, но также такие явления, которые можно описать современными терминами, такими как суверен, представитель (носитель) власти и т. д. Нет также сомнений, что именно на этом этапе оформляются первые властные практики. Уже здесь можно обнаружить, что существующая в племенных образованиях властная схема «субъект - объект», становится неким «архетипом власти». Именно эта властная схема, как определённая интенция мышления, изначально и воспроизводилась в различных исторических эпохах. Так, например, в племенном образовании субъект был растворён в природе и приписывался определенному её проявлению, человек же выступал в качестве объекта действий этих сил. В свою очередь, институты шаманства и старейшинства представляли собой особые связующие звенья между субъектом и объектом. Все властные отношения были помешены в контекст «объективированного» дискурса, т.е. различные фрагменты культуры этой далекой эпохи наталкивают нас на то, что каждый представитель живого мира был включен в природу и существовал строго по её законам.
Интерес к власти, её сущности и социальной значимости и, соответственно, к её научному рассмотрению и объяснению появился еще в Древней Индии и Китае, затем в Древней Греции1 и Риме. Вероятно, именно благодаря их высокому социальному развитию возникла потребность в понимании и объяснении как власти самой, так и сложившихся властных практик. Наиболее высоких достижений в построении механизмов и принципов организации совместного существования людей достигли цивилизации Древней Гре-
1 Разумович Н. Н. Идеи и институты Древней Греции // Политическая и правовая культурА.
Связь верховной власти с обществом и поддержание её легитимности в Древней Греции осуществляло Народное собрание в городах-государствах (полисах).
Важно подчеркнуть, что как в Древней Греции, так и в Древнем Китае и Индии при всей общности и существующих различиях взглядов на власть, речь в основном шла о власти государственной, а самому феномену власти уделялось или малое значение, или не уделялось вообще. Содержание отдельных фрагментов древних текстов наталкивают нас на то, что власть понималась в древний период как определённое средство (инструмент) достижения гармонии (Конфуций)1, идеального государства (Платон, Аристотель) или преодоления социального хаоса (Мао-Цзы). Этот инструмент всегда приписывался четко определённому субъекту (носителю, атрибуту власти). В основе концепций и трактатов различных мыслителей лежали вопросы о том, кто должен быть сувереном, обладающим властью, как его воспитать и каким'" образом он властью должен распорядиться. Происхождение власти в большинстве случаев объяснялось или божественной волей или договорной тео- J рией. В основном, древнегреческие философы, «... называя свои работы «Политик» или «Политика», в центре внимания выдвигали не политику так \ таковую (в её современном понимании), а власть.
В эпоху средних веков, для того, чтобы обеспечить «дух власти» в каждом уголке небольших по территории средневековых государств проблема легитимности власти решалось совсем по-другому и возможно более объёмными и трудными способами. Для того, чтобы поддерживать свое право на власть необходимо было постоянное публичное проявление мощи и могущества2. Оно отражалось, в первую очередь, в грандиозных ритуалах, символах, публичных казнях, громких военных победах и т.п. Другим механизмом связи и легитимации действий власти выступала церковь, которая посредством своей разветвленной сети (храмы, монастыри, системы странствующих мо-
1 См.: Анатомия мудрости. 106 философов. Т. 1. Симферополь, 1995.
2 Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: «Ad marginem», 1999.
17
нахов и т.п.) могла поддержать государственную власть или, наоборот, нивелировать её значение (вплоть до её свержения), дискредитировать её лидеров. С этих позиций естественным кажется наделение власти некой сверхрациональной, божественной сущностью, ибо проявление власти чаще всего связывалось с божьей волей, и потому не нуждалось ни в каком другом оправдании и обосновании.
Весьма любопытен взгляд на власть выдающегося флорентийского политика Н. Макиавелли. Именно у него мы находим истоки становления науки о власти как самостоятельной отрасли знаний, имеющей собственный предмет анализа. Ему принадлежит и разработка методологии этой новой науки. Так, с его точки зрения, методами исследования должны являться: наблюдение и сравнение, которые затем дают пищу для теоретического осмысления и конструирования государственных концепций \ Без сомнения, можно сказать, что дальнейшее развитие кратологической мысли идет именно от Н. Макиавелли. В частности, после него рассмотрение истоков власти переносится с божественного проявления на её социальное начало, как выражение взаимодействия людей, руководствующихся собственными интересами. В свою очередь фундаментальные сдвиги в социальной и политической сфере повлияли на развитие властной теории, неоценимый вклад в которую внесли такие крупные мыслители как: Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель, А. Токвиль и др. Особый акцент делается на договорной теории происхождения государственной власти2. Главной чертой всех учений является рациональный подход к власти, она больше не трактуется как божественное начало. Вообще центральной идеей эпохи Нового времени становится правовое равенство и свобода всех граждан. Именно равенство и свобода кладутся в основу объяснения возникновения государства, основных законов его развития, сущности власти, принципов отношений между обществом и государством.
1 Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 1982. С. 23.
2 Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре